15 православных церквей мира. Поместные православные церкви

15 церквей как одна

— Отец Николай, каковы самые важные итоги встречи на Фанаре?

Протоиерей Николай Балашов: Из крупных итогов встречи я бы отметил следующие. Во-первых, на ней было принято очень важное заявление по Украине, включенное в послание предстоятелей. Была отмечена важность мирного урегулирования украинского кризиса, осуждены угрозы захвата монастырей и храмов, и — что весьма важно — все предстоятели засвидетельствовали: они молятся о возвращении раскольников в лоно святой церкви, понимая что преодоление церковного раскола является весьма важным для Украины.

Не менее важной и актуальной стала поддержка встречей христианского присутствия на Ближнем, Востоке, в Сирии, Предстоятели заявили о том, что сострадают жертвам сирийской трагедии, осуждают все виды терроризма и требуют немедленного освобождения двух похищенных православных митрополитов, христианских священников и монахинь обители святой Феклы в Маалюле. Не случайно, на следующий день после того как прозвучало послание предстоятелей, монахини были освобождены.

Собрание предстоятелей приняло очень важное решение, касающееся проведения Всеправославного собора. Прежде всего предстоятели православных церквей согласились с точкой зрения Русской Православной церкви, которая ранее неоднократно выражалась и ее Предстоятелем и состоявшимся год назад Архиерейским собором — все решения как самого Всеправославного собора так и комиссий на всех стадиях его подготовки должны приниматься на основе единогласного волеизъявления всех участвующих в соборе поместных Православных церквей. В последние годы по этому вопросу были разногласия, и некоторые церкви уже готовы были предложить, чтобы решения на соборе принимались, как в парламенте, голосованием. Но по глубокому убеждению нашей церкви, подтвержденному множеству исторических свидетельств, которые приводились на собрании предстоятелей, решения, касающиеся вопросов веры, церковного устройства и деятельности Церкви в современном мире должны приниматься единогласно — на основе консенсуса всех Церквей. И эта точка зрения была принята всеми предстоятелями ,которые участвовали во встрече и подписали послание.

На встрече были намечены практические шаги по организации Всеправославного собора. С сентября этого года начнет свою деятельность специальная межправославная подготовительная комиссия. В ее состав войдут по одному иерарху и одному советнику от каждой их участвующих в процессе поместных православных церквей, и она должна будет пересмотреть ранее подготовленные для собора документы и завершить эту работу к Пасхе 2015 года. Дело в том, что многие из этих документов были подготовлены десятилетия назад, и они, конечно, нуждаются в адаптации к современным условиям существования Церкви и должны быть обогащены новыми данными.

Читать еще:  26 лунный день. Что в этот день поведают сны? Сны и сновидения

После того, как завершится работа специальной подготовительной комиссии, документы будут рассмотрены на более широком форуме, а именно на всеправославном предсоборном совещании и в случае успешного завершения его работы откроется прямой путь к проведению Всеправославного собора. Он планируется в Стамбуле — историческом Константинополе — в 2016 году.

Завершившееся собрание предстоятелей прошло на высоком уровне, в нем приняли участие главы большинства поместных православных церквей. К сожалению, отсутствовала делегация православной церкви Чешских земель и Словакии, но это связано с тем, что в этой церкви недавно произошли выборы, с итогами которых не согласны некоторые представители Чешской церкви. Делегация Антиохийской православной церкви принимала участие во всех заседаниях собрания, но следуя указаниям своего Патриарха и Синода, не стала подписывать заключительные документы в связи с отсутствием прогресса в урегулировании спора, возникшего у нее с Иерусалимской церковью, учредившей свою епархию в Катаре, который, по мнению Антиохийской православной церкви, принадлежит к ее канонической территории.

— Какую роль играла Русская православная церковь в этой встрече?

Протоиерей Николай Балашов: Я считаю чрезвычайно важным личное участие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в состоявшейся встрече. Патриарх Кирилл многократно выступал на прошедших заседаниях, и роль Русской православной церкви в этой очень важной встрече и в выработке ее итоговых формулировок была весьма высокой. Кроме того у Предстоятеля Русской православной церкви была возможность пообщаться с главами других православных церквей.

— Отец Николай, само словосочетание «Вселенский собор» для верующих православных людей звучит очень торжественно, поскольку они празднуют память святых отцов Вселенских соборов. Но при этом и несколько пугающе, потому что существует то ли предание, то ли предапокалиптическое поверье о том, что один из Вселенских соборов примет неистинные положения веры и станет началом конца.

Протоиерей Николай Балашов: Предстоящий Собор не именуется и не является Вселенским. Он является Всеправославным Собором или — по официальной формулировке «Святым и Великим собором Православной Церкви». На самом деле «Великие Соборы» бывали и после окончания эпохи Вселенских соборов. Как пример одного из таких важных соборов можно назвать собор Восточных патриархов 1593 года, на котором было окончательно подтверждено патриаршество в Русской православной церкви. Были и другие общеправославные соборы, хотя в связи со сложными обстоятельствами, в которых находилась православная церковь на востоке после падения Византии, проведение таких общих Соборов стало чрезвычайно затруднительным, практически невозможным. А сейчас такая возможность открывается. Конечно, у церквей накопилось много вопросов, но не надо думать, что все они будут на предстоящем Соборе разрешены. Но Собор должен открыть начало процесса плодотворного рассмотрения тех тем и проблем, которые занимают всю православную церковь. На предстоящем Всеправославном соборе не планируется какой-либо ревизии тех установлений, которые ранее принимались Вселенскими Соборами. Речь идет о том, чтобы ответить на те вызовы, которые обращает к Православной церкви современная эпоха.

Читать еще:  Кто такие ашкенази. Кто такие ашкеназы, сефарды и мизрахи

— А именно?

Протоиерей Николай Балашов: Среди ранее рассмотренных и подготовленных проектов соборных документов есть рассматривающие отношения Православной церкви с инославным миром, касающиеся церковно-дисциплинарных вопросов, вопросов порядка предоставления автономий тем или иным частям церковного организма, вопросов взаимодействия в так называемой православной диаспоре — вне традиционных границ поместных православных церквей.

Список православных церквей

Канонические церкви подразделяются на два вида: автокефальные и автономные церкви. Такие церкви имеет собственное самоуправление, отличие же состоит в том, что предстоятели автономных церквей утверждаются управляющим органом матери-церкви.

Такие церкви существуют в полном каноническом согласии с другими церквами при отсутствии явного письменного соглашения, какие из церквей признавать автономными, а какие автокефальными. Однако, есть церкви, канонический статус которых был признаны не всеми независимыми церквами, в частности, большинство из дочерних к РПЦ церквей не были признаны некоторыми древними церквами. У всех церквей существует так называемый список поминовения, в который заносятся предстоятели признанных ею церквей.

Автокефальные церкви

  • Вселенский Константинопольский патриархат
  • Александрийский патриархат
  • Антиохийский патриархат
  • Иерусалимский патриархат
  • Московский патриархат
  • Сербский патриархат
  • Румынский патриархат
  • Болгарский патриархат
  • Грузинский патриархат
  • Кипрская православная церковь
  • Греческая православная церковь
  • Польская православная церковь
  • Албанская православная церковь
  • Чехословацкая православная церковь
  • Православная церковь Америки (автокефалия признали только РПЦ, БПЦ, ГПЦ, ППЦ, ЧПЦ)

Автономные церкви

  • Синайская православная церковь ИП
  • Финская православная церковь КП
  • Эстонская православная церковь КП (автономию признала только КПЦ)
  • Японская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
  • Китайская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
  • Украинская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
  • Охридская архиепископия СП (автономию признала только СПЦ)

Ранее независимые церкви

Сии церкви ранее были либо автокефальными, либо автономными, но в настоящее время исчезли или стали неправославными.

Непризнанные независимые церкви

Следующие церкви непризнаны основными церквами в качестве независимых или канонических.

Следует заметить, что в диптихах РПЦ и других дочерних церквей, ранжир четырёх, следующих за Московским патриархом, церквей отличается. За московский патриархом следует грузинский, затем сербский, румынский и, наконец, болгарский.

Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви

Вычитал, что Константинопольский патриарх — главный среди православных. Как же так? У него и паствы-то почти нет, ведь в Стамбуле живут в основном мусульмане. И вообще как в нашей церкви всё устроено? Кто кого главнее?

С. Петров, Казань

Всего насчитывается 15 автокефальных (независимых.-Ред.) православных церквей.

Константинопольская

Её статус как православной церкви № 1 был определён в 1054 г., когда Константинопольский патриарх растоптал приготовленные по западному обычаю хлеба. Это стало поводом к расколу христианской церкви на православную и католическую. Константинопольский престол был первым православным, и его особое значение не оспаривается. Хотя паства нынешнего Константинопольского патриарха, носящего гордое звание Патриарх Нового Рима и Вселенский, немногочисленна.

Читать еще:  Когда православный праздник сретения господня. Сретение Господне - что это такое? Какую жертву нужно было совершить после рождения младенца

Александрийская

Согласно церковному преданию, Александрийская церковь была основана святым апостолом Марком. Второй из четырёх древнейших православных патриархатов. Каноническая территория — Африка. В III в. именно в ней впервые появилось монашество.

Антиохийская

Третья по старшинству, основана, по преданию, Петром и Павлом около 37 г. Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Оман, также арабские приходы в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии.

Иерусалимская

Древнейшая церковь, занимающая 4-е место в автокефальных церквях. Имеет имя матери всех церквей, ведь именно на её территории происходили все важнейшие события, описываемые в Новом Завете. Первым епископом её стал апостол Иаков, брат Господень.

Русская

Не будучи старейшей, при учреждении сразу получила почётное пятое место среди церквей. Самая крупная и влиятельная автокефальная православная церковь.

Грузинская

Одна из древнейших церквей в мире. По преданию, Грузия является апостольским жребием Божией Матери.

Сербская

Первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг.).

Румынская

Имеет юрисдикцию на территории Румынии. Имеет государственный статус: жалованье духовенству выплачивается из государственной казны.

Болгарская

В Болгарии христианство начало распространяться уже в I в. В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа.

Кипрская

10-е место среди автокефальных поместных церквей.
Одна из ­древнейших поместных церквей Востока. Основана апостолом Варнавой в 47 г.
В VII в. попала под арабское иго, от которого полностью освободилась только в 965 г.

Элладская (греческая)

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви. Автокефалия провозглашена в 1833 г. Главой церкви был назван король. Имеет государственный статус.

Албанская

Основная часть паствы проживает в южных районах Албании (в центре и на севере преобладает ислам). Основана в X в. как часть Константинопольской, но затем в 1937 г. получила независимость.

Польская

В современной форме была учреждена в 1948 г. До этого долгое время 80% верующих церкви составляли украинцы, белорусы и русины.

Чешских земель и Словакии

Основана на территории Великоморавского княжества в 863 г. трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 14-е место среди церквей.

Американская

Её не признают Константинопольская, а также ряд других церквей. Возникновение восходит к созданию в 1794 г. монахами Валаамского Спасо-Преображенского монастыря первой православной миссии в Америке. Своим апостолом американские православные считают преподобного Германа Аляскинского.

Источники:

http://pravoslavie.ru/69108.html
http://ru.orthodoxwiki.org/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9
http://aif.ru/society/religion/kto_kogo_glavnee_ierarhiya_pravoslavnoy_cerkvi

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector